Иной Город

Этология одного Города.

Субъект порожден множеством причин, но феноменологически я создан в тот момент, когда обманут.

Василий Леонидович Комарович. История города Китежа близ Содомихи Полумерзкой.
Иной Город
sekatskij
"Где эхолот двойному дну во мгле укрыться не позволил, в своём надсаженном трезвоне невзятый город утонул" (с) Н. Подвальный

С Китежем, знаменитым владимиро-суздальским городом XII-XIII веков, находящемся сейчас на территории Нижегородской губернии Российской Федерации, дело обстоит гораздо сложнее. Дело не только в том, что его исследование затрудняют бесконечные подделки и имитации (http://kitezh.onego.ru/). Проблема в том, что львиная доля исследований Китежа проводилась не Иными, а людьми, не способными исследовать Сумрак. Тем не менее, нам приходится брать за основу их исследования, поскольку никто из Иных топографов не проводил фундаментального исследования Китежа. Тем не менее, неискушенность не-иных людей является залогом их беспристрастности.

Наиболее значительным исследованием на данный момент является монография Василия Леонидовича Комаровича (1894-1942) "Китежская легенда: Опыт изучения местных легенд", впервые опубликованная в 1936 году в Трудах Отдела Древней литературы ИРЛИ РАН.

Опираясь на это исследование, местоположение города Китежа можно выявить с не меньшей точностью, чем местоположение Винетты: город находится в бассейне реки Волги,в пятиугольнике "Юрьевец - нынешний Городец - Балахна - Макарьев - Семёнов", по соседству с деревнями Содомово, Шалдеш, Олониха и Содомиха-Поломерская. Локализацию затрудняет то, что в упомянутом районе, по Комаровичу, название "Содомово" принадлежит целым шести деревням (не считая более восточной Содомихи-Поломерской, находящейся ближе к Царёво-Санчурску). "В списке населённых мест Нижегородской губернии (по сведениям 1859 г.), на Заволожскую её часть (т. е. на уезды Семеновский, часть Макарьевского и часть Балахинского) приходятся семь одноименных селений с названием Содомово (или Содомиха). По дороге в Семёнов их Городца, самого западного и древнейшего центра русской оседлости, Содомово попадается дважды (№№ 1460, 1657); три других селения с тем же названием (№№ 3595, 3990, 4260) расположены далее на восток, между Семеновым и Нижним Новгородом; наконец, еще два селения с этим названием (№№ 3363, 3372) уводят на восток еще далее, на левый уж берег Ветлуги, где марийцы удержались до наших дней. При этом из двух прослежних селений одно называется не только "Содомиха", но еще "Поломерское". указывая на полурусское, полумарийское когда-то население этой деревни, название Поломерское" наглядно, таким образом, объясняет, к какой этнической среде приложимы были первоначально осудительные эти библейские названия".

История Китежа ("Большого Китежа", "Кидаша" или "Кидеша", метрополии) тесно связана с историей одной из его колоний, Городца ("Малого Китежа", ср. само название "Городец" либо "Городок" - малый город, основанный недалеко от более крупного города; известен под всеми тремя названиями с 1172 г.). Комарович отождествляет Старый Китеж с Кидекшей, селом между Суздалем и Шуей, ближе к Суздалю, а его колонию - "Малый Китеж", собственно утонувший город, - с Городцом на Волге.

По данным Комаровича, легенда о Китеже связана с четырьмя сюжетами:
1) попыткой горожан древней Кидекши, Старого Китежа (финно-угорских язычников) спастись от варягов-христиан (1024 г., гонение связано с именем Владимира Святого и основанием Суздаля);
2) попыткой горожан Городца, Малого Китежа (православных владимиро-суздальцев) спастись от ордынских язычников (1237 г., гонение связано с именем Бату-хана, Батыя, разорение - с походом Едигея); частично отождествлённой с более поздними попытками горожан Китежа спастись от гонения казанцев.
3) попыткой выходцев из Городца и Вятки (союзников Дмитрия Шемяки и Василия Косого в борьбе с Василием Тёмным) спастись от карательного похода москвичей (XV в., легенда об убиении Юрия Кирдяпина).
4) попыткой горожан Китежа (старообрядцев) спастись от православных (XVIII в, гонение связано с именем Питерима, нижегородского епископа в 1719-1725 гг.).

Примечательно и то, что разные письменные источники дают различное описание исчезновения Китежа, не всегда сводящееся к легенде о городе, ушедшем под воду, но всегда упоминающие невидимость или чудесное исчезновение города или его защитников:
1."Книга глаголемая летописец" (датирована 1251 годом, но является гораздо более поздней компиляцией 1.1, 1.2 и 1.3): "...и после раззорения того, запустеша грады те малый Китежь, что на берегу Волги стоит, больший же что на берегу озера Светлояра, и не видим будет больший Китежь вплоть до пришествия Христова...", "...покры Господь той град дланию своею и невидим бысть по их молению и прошению иже достоине и праведене тому припадающих..."
1.1."Летописец о убиении благоверного князя Георгия Всеволодича. Писано в лето 6646 (1138) сентября 5 день": "...изыде тайно из града в больший свой град Китеж..."
1.2."Повесть и взыскание града сокрытого Китежа": "...всяк, кто обещается истинно итти в него, а не ложно, пред враты монастыря того той человек, аще случится и умрети, по божественному писанию рассудится..."
2."Послание к отцу от сына из оного сокровенного монастыря, дабы о нем сокрушения не имели и в мертвы не вменяли скрывшегося из мира. В лето 7209 (1702) июня в 20 день": "...о скрытниках в сокровенном монастыре...": "...покры их невидимо дланию своею иже достоине и праведне тому припадающим..."

В устных легендах, записанных в XIX в, Китеж объявляется скрытым либо "под водою" ("в озере Светлояр", "в провалище"), либо "в горах" (то есть в холмах, курганах): "оба Китежа Господь землею укрыл", "святые угодники, земные скрытники, молите Бога о нас!"

"И кровь найдёт тропинку к горлу, и рельсам хватит костыля, и встанет город, встанет - Город, город из пустыря!" (с) Н. Подвальный

Сельма Лагерлёф. История города Винетты.
Иной Город
sekatskij
Источник, из которого нам известно про город Винетту, более чем достоверен: это отчёты Сельмы Лагерлёф, светлой первого уровня, всемирно известного географа, автора лучшего учебника по географии Швеции. Полагаю, авторитет исследовательницы сопоставим с авторитетом Аристокла Широкого, свидетельствовавшего об Атлантиде.

Для тех, кто не располагает временем на знакомство с официальными отчётами о поисках города Винетты, привожу в отрывках популярное изложение легенды о Подводном Городе, суммировавшее фольклорные изыскания фру Лагерлёф, остальных же отсылаю к архивам университета Уппсалы.

http://alaman1.narod.ru/fl/11l/lagerlefselma/fl1_11l_lagerlefselma_5.html

"Давным–давно, может быть, тысячу лет назад, а может быть, и две тысячи, остров, на который буря занесла гусей, не был таким пустынным и диким. На берегу его стоял богатый и прекрасный город Винетта.
Во всем мире не было ткачей искуснее, чем в Винетте; никто не умел делать такие красивые кубки и кинжалы, как мастера Винетты; никто не умел плести такие тонкие кружева, как кружевницы из Винетты.
Каждый день одни корабли, нагруженные богатыми товарами, отчаливали от пристани, а другие корабли, нагруженные золотом и серебром, возвращались из далеких плаваний.
Со всеми городами, какие только ни есть на свете, торговали жители Винетты. Их корабли плавали по всем морям и во всех гаванях находили приют и отдых.
Но никогда ни один чужой корабль не бросал якорь в гавани Винетты. Никто даже не знал, где находится этот город. Никому не открывали жители Винетты дороги к своему острову.
Чем больше богатели они, тем больше боялись за свои богатства. Недаром издавна люди говорят: богатому не спится, богатый вора боится. Так и жители Винетты. Плохо спали они по ночам. От зари до зари по городу ходили сторожа с топориками на плечах и с колотушками в руках. На всех дверях висели тяжелые замки. Злые собаки охраняли лавки и склады.
Чужих приезжих людей жители Винетты боялись больше всего. Кто его знает, чужого человека, какие у него мысли! Может, он разбойник, вор? Может, только и высматривает, как проникнуть в заветные кладовые?
И они топили корабли, случайно приближавшиеся к их острову, убивали чужестранцев, которых буря выбрасывала на их берег. Даже птиц, пролетавших мимо, они подстреливали, чтобы те не разнесли по свету, где находится город Винетта.
Много диких гусей сложило здесь свои головы в те недобрые времена.
Скоро море в этих местах стало совсем пустынным и безмолвным. Моряки обходили остров стороной, голоса птиц никогда уже не раздавались над ним, рыба стаями уходила к другим берегам. Не понравилось это морскому царю.
– Это что ж такое! Кто здесь настоящий хозяин?! – разбушевался морской царь. – Не хотят, чтобы видели их город, так ладно же, никто больше его не увидит. Эй, волны! На приступ!
И вот море двинулось на город.
Страх и смятение охватило жителей.
Чтобы защититься от моря, они стали строить стену. Чем выше поднималась вода, тем выше росла стена. Быстро работали жители Винетты, громоздя камень на камень, но, как ни спешили они, море все–таки их обогнало. Оно ринулось через край стены, заливая все улицы, дома, площади...
Но жители Винетты и под водой работают дни и ночи напролет. Склады и лавки их по–прежнему ломятся от товаров, только торговать–то теперь им не с кем.
Лишь однажды в столетие, ровно на один час, этот город всплывает со дна моря. И если какой–нибудь чужестранец в этот час войдет в Винетту и хоть что–нибудь купит, город получит прощение и останется на земле. Но если стрелка башенных часов опишет полный круг, а покупателя не найдется, город снова опустится на дно моря и будет стоять там еще сто лет. – Я слышала эту историю от своей бабки, – сказала Акка, – а вы расскажите ее вашим внукам".

Ката. Для Игоря Совина. На лицензирование.
Иной Город
sekatskij
"Ката" (по-японски) буквально означает "танец". В каратэ и в некоторых других единоборствах так называется совокупность движений во время разминки или поединка. Эти движения (существующие и в боксе) могут показаться лишней тратой энергии или простым заполнением промежутка между ударами; на самом деле ката - могущественный усилитель практики, позволяющий осуществлять переброску реактивных сил, подбирать сопротивления противника, подключая их к энергии нового удара. Непринужденность и изящество каты отличают мастера единоборств.

http://www.vavilon.ru/texts/sekatsky1-6.html

К этой статье добавлю лишь то, что в Москве есть Катин Пруд. Называется он так, поскольку его открыла (открыла в прямом смысле, разорвав две водопроводные трубы!) милая девушка по имени Ката.

Игорь Совин прав: звуки флейты - идеальный разгон для начала каты, выполняемой неспециалистами. Надеюсь, его затея будет иметь успех.
.

Лекция
Иной Город
sekatskij
 А вот интересно: кто-нибудь хочет послушать завтра в пять моё выступление на филфаке СПбГУ?

Университетская набережная, д. 11, кинозал. 17.00.
Люблю отвечать на вопросы, особенно - не на свои! :-)

Политкорректность
Иной Город
sekatskij
Политкорректность -  возрастная болезнь развитого правового государства. Не опасная, вроде седины волос, но неизбежная, а главное - намекающая на неотвратимое приближение старости.

Почему же политкорректность, пусть даже и на словах, изображают и другие государства, молодые и совершенно не относящиеся к числу правовых (более того - смешные в своём неумелом подражании)?

Возможно, у государств тоже есть инстинкт: "учись у страршего, у седого", который есть у многих животных. Если шерсть молодого павиана перекрасить в седую, сверстники-павианы начинают его уважать.

Седина - не всегда признак силы (далеко не все звери растут всю жизнь), но всегда - признак опыта. "Будь политкорректен, чтобы избежать гражданской войны" означает "Учись у седого, если хочешь дожить до седин".

Три части
Иной Город
sekatskij
Обожаю современную информационную систему.

Первая часть моей давней статьи "Феномен праздничной драки" (бытописательская) доступна в Сети: http://www.mesilovo.ru/fight/articles/articles_116.html. Её выложили туда те, кому именно эта треть показалась интересной.

Вторая часть этой статьи (теоретическая) существует в бумажном варианте (Секацкий А. Соблазн и воля: Проза, эссеистика. Спб., "Борей-Арт", 1999) и в более поздних перепечатках. Для Сети её, наверное, сочли слишком заумной.

Третью (практическую) часть, касающуюся сравнения людей с Иными, а человеческих монад с Иными монадами, можно опубликовать только в Иной Правде или иных Иных изданиях: дух Договора предусматривает игру в прятки с людьми.

Остаётся смириться с тем, что всё, написанное мною, будет существовать в трёх подобных частях, и только третья часть (http://dozor-game.ru/viewtopic.php?f=20&t=106) будет сравнительно полной.

"Галлия издавна была разделена на три части..." (Ц)езарь

 

В том случае, если нельзя верить ни единой букве, можно верить жесту
Иной Город
sekatskij
 ………………..,-~*’`¯lllllll`*~,
…………..,-~*`lllllllllllllllllllllllllll¯`*-,
………,-~*llllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllll*-,
……,-*llllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllll.\
….;*`lllllllllllllllllllllllllll,-~*~-,llllllllllllllllllll\
…..\lllllllllllllllllllllllllll/………\;;;;llllllllllll,-`~-,
……\lllllllllllllllllllll,-*………..`~-~-,…(.(¯`*,`,
…….\llllllllllll,-~*…………………)_-\..*`*;..)
……..\,-*`¯,*`)…………,-~*`~.……………/
………|/…/…/~,……-~*,-~*`;……………./.\
……../…/…/…/..,-,..*~,.`*~*…………….*…\
…….|…/…/…/.*`…\………………………)….)¯`~,
…….|./…/…./…….)……,.)`*~-,…………/….|..)…`~-,
……/./…/…,*`-,…..`-,…*`….,---……\…./…../..|………¯```*~-
……(……….)`*~-,….`*`.,-~*.,-*……|…/.…/…/…………\
…….*-,…….`*-,…`~,..``.,,,-*……….|.,*…,*…|……\
……….*,………`-,…)-,…………..,-*`…,-*….(`-,…

Ресенти.ментальность
Иной Город
sekatskij
Я не сентиментален.
Я ресентиментален.

Условия
Иной Город
sekatskij
Все цитируют мои слова про две основные добродетели философа: острый ум в сочетании с хорошей эрекцией. Мало кто задумывается, почему это обязательные условия философии.

Действительно, почему?
Потому, что цель философия - объяснение, а не оправдание.

Зеркало
Иной Город
sekatskij
С помощью зеркала можно вызвать множество катастроф, бурь и потрясений.

К примеру, если расставить маленькие зеркальца на участках, где обитает обычная оседлая саранча, то эта саранча будет видеть себя в зеркале, принимать за живых, пугаться, конфликтовать, угрожать, выяснять отношения. Каждый раз, как увидят. До тех пор, пока не убедятся, что это зеркало. 

На них этот страх не отразится, но отразится на следующем поколении: нервозность родителей совпадёт у них с сигналом "переснаселение или внешняя угроза" и запустит ту программу, которая для этого случая предназначена. Следуюшее поколение появится на свет лишённым страха и одержимым жаждой перемещения.

Несколько миллиардов насекомых слетятся в тучу. Туча пройдёт по окрестностям, уничтожая всё на своём пути. Туча не обратит внимания ни на потери, ни на жару, ни на холод, ни на угрозы. Рано или поздно туча достигнет мест, где саранче уже невозможно выжить. Там погибнут все до единого.

Если ставить эксперименты с зеркалом на людях, будет гораздо страшнее.

?

Log in